Бирюза

Бирюза (происхождение слова проблематично) — водный фосфат меди и алюминия, нередко с железом, присутствие которого придает минералу зеленоватый или желто-зеленый оттенок. Наиболее ценится бирюза небесно-голубого до зеленовато-синего цвета. Образует скрытокристаллические массы, конкреции, натеки и прожилки. Блеск восковой, твердость 5—6.

Бирюзу можно получить искусственно, соединяя при температуре кипения воды малахит, водную окись глинозема и фосфорную кислоту.

Бирюза известна с глубокой древности. Ее издавна добывали на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Здесь же она приобрела огромную популярность. Академик А.Е. Ферсман в своих «Рассказах о самоцветах» одну главу так и назвал: «Бирюза — камень Востока».

Название этого минерала, по мнению большинства исследователей, происходит от персидского «пироз» или «фероза» — «победа», «победитель». Действительно, арабское название «физузадж» и санскритское «пейройа» имеют персидские корни. Однако есть сведения, что эти слова появились сравнительно недавно, тогда как существует древняя ассирийская надпись о камне бирути (бирюза?). В Древнем Риме вместо названия бирюза употреблялось «каллаис» или «калаит». Об этом можно судить по высказыванию Плиния Старшего: «Каллаис подобен сапфиру по цвету, но он более бледный и окраской более напоминает воду около морского берега».

С этим камнем связано немало загадок. По одним данным его открыли около пяти тысячелетий назад, по другим — еще раньше. Как это ни странно, бирюзу считали драгоценным камнем и магическим талисманом независимо друг от друга народы, обитавшие вдали от Египта и Персии — в Китае, в империи ацтеков (в Древней Мексике). В захоронениях ацтеков обнаружены тысячи изделий из этого камня. Значит, он действительно обладает какой-то притягательной силой для человека, способен радовать глаз и успокаивать сердце.

Как удалось людям найти и распознать этот минерал? Ведь он относится к числу редких и не образует больших скоплений. Обнаружить бирюзу в горных породах очень непросто. По каким неведомым приметам умели находить ее залежи? Непонятно. В Средней Азии наиболее ранние находки этого камня относятся к захоронениям бронзового века (конец IV — начало III тысячелетия до н. э.). Тогда же, или даже ранее, здесь начались разработки ряда месторождений бирюзы.

Плиний Старший писал о бирюзе, которая «родится» в земле саков и «бывает значительной величины, но с трещинами и грязью». Действительно, такова особенность среднеазиатской бирюзы. Плиний высказал фантастическую версию о способах ее разработки: якобы примазки бирюзы находятся на недоступных скалах, высоко в горах, и местные жители сбивают обломки с бирюзой, бомбардируя скалы камнями из пращи.

Впрочем, как знать, не будут ли еще обнаружены в горах Средней Азии подобные труднодоступные месторождения бирюзы? Хотя все известные древние горные выработки бирюзы расположены в местах, вполне доступных для человека.

Древнейшие бирюзовые копи находятся в западной части Синайского полуострова. Они наиболее активно разрабатывались во времена египетских фараонов. Судя по всему, одновременно здесь добывалась и медь. По мнению известного советского геолога В.П. Петрова, на месторождении Вади-Магарех (Долина Пещер) бирюза добывалась еще при фараоне Семерхете VII, который правил около 5300 года н. э. Вполне вероятно, что добыча велась и ранее.

В Древнем Египте бирюза ценилась очень высоко. На плите фараона Камоса (XVI век до н. э.) высечено сообщение об успешной войне с гиксосами, которые обруганы «азиатами мерзопакостными», о захвате кораблей, «наполненных золотом, лазуритом, серебром, бирюзой…» По-видимому, драгоценный груз был доставлен по морю (корабли крупные, деревянные, из кедра).

Откуда доставляли бирюзу? Об этом можно судить по другой надписи, высеченной по приказу Тутмоса III (XV век до н. э.) на стенах Карнакского храма в Фивах: «И вот владетели этой страны приползли на своих животах, чтобы поклониться мощи его величества… с их данью серебром, золотом, лазуритом, бирюзой.» Здесь речь идет о жителяхпобеждеиного города Магиддо в Северной Палестине. Стало быть, отсюда в мирное время доставляли бирюзу в долину Нила на торговых кораблях, а во время войн захватывали бирюзу, добываемую в этих местах, накопленную в сокровищницах палестинских богачей.

Местные жители, возможно, добывали драгоценный камень с «дофараонских» времен, хотя и в ничтожных количествах. Во всяком случае, на руке египетской мумии, погребенной около 8 тысячелетий назад, сохранились золотые браслеты с бирюзой. Считается, что эта бирюза была добыта на Синайском полуострове. Хотя не исключено и другое ее происхождение.

В конце XIX века русский исследователь М.И. Пыляев в книге «Драгоценные камни» сообщил, что ему довелось видеть в Каире «превосходные экземпляры» бирюзы, «находимой внутри кремнистых голышей в Сахаре. Экземпляры эти далеко превосходили лучшую персидскую бирюзу».

В этих словах нетрудно заметить толику преувеличения: ведь именно лучшие экземпляры персидской бирюзы специалистами всегда считались эталоном, высшим сортом для данных самоцветов. И что это за «кремнистые голыши»? А главное, до сих пор вроде бы.

И все-таки было бы опрометчиво относить сообщение Пыляева к разряду фантастических. В глубокой древности долину Нила начату пору не была бесплодной пустыней. Они могли знать бирюзу. Однако быстрое опустынивание территории Сахары под влиянием деятельности человека заставило забросить прежние разработки бирюзы. Были найдены новые месторождения в иных, более благодатных краях (которым через несколько тысячелетий тоже было суждено подвергнуться опустыниванию).
Гипотеза о бирюзе из Сахары требует доказательств. Но факт остается фактом: в долине Нила бирюза пользовалась популярностью еще на заре египетской цивилизации. Отдельные образцы этого самоцвета были отличного качества. Если они были привезены с Синайского полуострова, то надо признать, что тамошние бирюзовые копи с тех времен не только существенно иссякли, но и потеряли особо качественную руду.

Впрочем, бирюза в седой древности могла совершать путешествия от месторождений, расположенных на территории нынешнего Ирана, до нильской долины. В этом ничего невероятного нет: известно, что уже в конце каменного века некоторые украшения проде.

Чем же так привлекала бирюза жителей Древнего Египта? Прежде всего своим редкостным голубовато- и зеленовато-синим цветом. В искусстве Древнего Египта подобный цвет редок, по-видимому, из-за редкости и дороговизны соответствующих красок. Выработка синей глазури была трудоемкой.

Бирюзе приписывались медицинские и магические свойства. Из нее делали бусы, амулеты, браслеты, кольца, колье, нагрудные бляхи. В гробнице фараона Тутанхамона среди многочисленных и разнообразных украшений, «отправленных» в загробный мир (а в действительности — в будущее), был и редкостный экземпляр бирюзового скарабея.

Египтяне поклонялись богу Солнца. Одним из его воплощений считали жука скарабея. По-видимому, бирюзу египтяне сопоставляли с ясным небосводом и полагали, что она приносит счастье, охраняет от бед
Интересно, что на Синайском полуострове бирюза, судя по всему, не пользовалась такой популярностью и не ценилась так, как в Египте. Среди священных библейских камней для нее не нашлось места. Зато далее на северо-восток, в Древнем Иране этот камень был в большом почете. Именно здесь вот уже несколько тысячелетий добываются лучшие его сорта.

В средние века мода на бирюзу охватила все мусульманские страны. Столь же широко распространились и связанные с ней суеверия Они сохранили более ранние мистические воззрения, о которых упомянул А. Куприн в повести «Суламифь»: персепольская бирюза «приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей».

По сведениям, обобщенным русским этнографом А. Семеновым, в мусульманском мире было распространено поверье, что подвешенная в виде сережек или кулонов бирюза укрепляет сердце, устраняет страх, обеспечивает победу в сражении, предохраняет от потопления и удара молнии. Созерцание бирюзы по4утрам якобы укрепляет зрение, а в новолуние — приносит счастье. Шиитский имам VIII века Джафар ибн Мухаммед верил: «Не обеднеет никогда рука, на которой перстень из бирюзы».

Сходные суеверия были распространены и в средневековой Армении. О них писал К.П. Патканов: «Говорят, кто носит на пальце бирюзу, тот не чувствует недостатка в деньгах; слова его встречают внимание. Но он… не должен произносить неприличных речей… Если с утра посмотреть на бирюзу, то в течение дня человек освобождается от забот; носящий бирюзу будет долго жить в благоденствии и не будет видеть худых снов… Перстень из бирюзы, полученный от любимых рук, приносит счастье; бледнеет камень, когда угасает сердечное расположение дарителя».

Предполагалось, что к обладателю бирюзы не приближаются ядовитые змеи и скорпионы. Болезнь хозяина сказывается на бирюзе: она тускнеет, блекнет. От змеиного яда, болезни почек и мочевого пузыря рекомендовалось принимать бирюзу, растертую в порошок.
По какой-то причине ношение бирюзы и ее благотворное влияние нередко связывали с лошадьми. В разных странах существовало поверье, что камень этот предохраняет седока при падениях с лошади. Об этом, между прочим, сообщал и итальянский ученый позднего средневековья Дж. Кардано. При этом он резонно заметил, что проверять это мнение на собственном опыте вряд ли разумно.

Откуда могла возникнуть идея магической связи бирюзы с верховой ездой? Возможно, объяснение таково. Персы славились как великолепные наездники; в то же время они любили бирюзу. Кто-то, скорее всего в шутку, высказал мысль: перс не падает с лошади, потому что носит бирюзу. Наивные люди приняли шутку всерьез (так нередко рождаются предрассудки и суеверия).

О происхождении бирюзы также рассказывали немало легенд. Считалось, например, что это — кости людей, умерших от любви.

Даже у подобной фантазии можно обнаружить земные, реальные корни. Дело в том, что в период распространения моды на бирюзу стали появляться в большом количестве и различные подделки, имитирующие небесно-голубой камень. Изготовляли их из стекол, подкрашивали в синий цвет дешевые блеклые образцы бирюзы, а также выдавали за бирюзу один из видов ископаемых костей, имеющих голубоватый или зеленоватый цвет (наиболее яркие тона характерны для костей, подвергшихся воздействию подземных вод, содержащих железо и медь). Конечно, так можно было обмануть только простака, имеющего смутное представление о структуре и твердости бирюзы. Возможно, красивая легенда помогала сбывать подобный товар.

Ну, а есть ли смысл в других поверьях о бирюзе?

На этот вопрос А.Е. Ферсман отвечал: «В этих легендах и баснях есть некоторая доля правды. Бирюза… очень неустойчивое химическое соединение. Она легко впитывает в себя различные вещества и особенно жиры… под действием угольной кислоты теряет свой небесно-голубой цвет и делается зеленой». Выходит, не зря Бируни писал об удивительной быстроте, «с которой она меняется в зависимости от ясной погоды, туч и ветров; а также из-за того, что ароматические вещества понижают ее качество, тепло уносит ее воду, а масло убивает ее. Лечат ее курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников».
Вряд ли цвет этого камня зависит от погоды. Но если во время тяжелой болезни владелец бирюзы продолжает ее носить, она в принципе может под влиянием пота и лекарственных мазей потерять свою яркость.

Перед мытьем рук рекомендуется снимать кольца с бирюзой, оберегая нежный камень от воды и химических соединений.

Возможно, обладает бирюза и некоторыми целебными свойствами. Современные медики говорят об успокоительном действии на зрение и на душевное состояние голубых и синих тонов. Бирюза имеет цвет ясного неба, и человеку, не обделенному воображением и чувством прекрасного, любование этим камнем должно приносить радость. Ведь, в конце концов, наши представления о счастье и горе зависят не только от внешних обстоятельств, но и от нашего к ним отношения, от наших чувств.

За последние десятилетия на мировой рынок самоцветов стала поступать бирюза хорошего качества из месторождений США. Все шире распространяется искусственная бирюза, близкая по составу, свойствам и качеству природной, а также сплавы — необирюза, неолит, венская бирюза. Однако лучшие образцы бирюзы, как в былые века, добываются в Нишапурских древних копях, причем почти теми же способами, что и в далеком прошлом.

О происхождении бирюзы ученые высказывают различные гипотезы. Большинство специалистов сходится на том, что возникает она близ земной поверхности, при воздействии на некоторые горные породы, содержащие глинозем, подземных вод и растворов. Больших скоплений она не образует.

Как открывают месторождения бирюзы? Самый надежный поисковый признак: существование в районе древних горных выработок. Так уж вышло, что почти все разработки бирюзы в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Китае имеют очень почтенный возраст — сотни, а то и тысячи лет. Обнаружить новые столь же продуктивные залежи «небесного камня» оказалось очень нелегкой задачей.

Изучение бирюзы сулит немало научных открытий. Остаются актуальными слова А. Е. Ферсмана: «Может быть, еще много фантазий и легенд, связанных с самоцветами, найдет свое основание в казавшихся таинственными, но просто еще не изученных и не познанных свойствах самого камня».